Панчакарма, очищающая и омолаживающая терапия





панч

Аюрведа – древняя «наука Жизни», одна из старейших форм здравоохранения в мире. Это целостная наука, которая уделяет особое внимание профилактике и стремится создать и поддерживать гармонию тела, ума и сознания. Она охватывает принципы питания и образа жизни, травяные составы и препараты, практику йоги и медитации, а также разнообразные виды терапии, которые поддерживают и развивают индивидуальные аюрведические программы.

Аюрведа определяет здоровье как состояние, в котором каждый аспект нашего существа работает должным образом и в гармонии со всеми другими аспектами. То есть пищеварительный огонь (агни) находится в сбалансированном состоянии; три дошивата, питта и капха – находятся в равновесии согласно индивидуальной конституции; продукты жизнедеятельности (малас) вырабатываются и экскретируются нормально; а ум, чувства и сознание гармонично работают вместе. Когда нарушается баланс какой-либо из этих систем, начинается процесс заболевания.

В целом, любое ухудшение дош влияет на агни (пищеварительный огонь) и производит токсины, или аму. В формировании амы принимают участие также и другие факторы. Некоторые из них – это плохое пищеварение, неправильное сочетание и выбор продуктов, плохая питьевая вода, загрязнение окружающей среды, пестициды в пище, эмоциональный и физический стресс или травма, и так далее. Эти токсины накапливаются и распространяются по телу, и, в конце концов, откладываются в более глубоких тканях, органах или каналах, что приводит к дисфункциям или заболеваниям.

Один из наиболее уникальных аспектов Аюрведы – ее программа очищения и омоложения, известная как панчакарма. Панч означает «пять», а карма – «действие». Панчакарма состоит из пяти терапевтических действий или процедур, которые представляют собой особые методы, позволяющие безопасно и эффективно устранить аму (токсины) из различных зон тела, не нанося вредя и не ослабив систему.

Панчакарма уникальна тем, что позволяет удовлетворить потребности каждого человека согласно его конституции и дисбалансу дош. Процедуры, которые входят в эту программу, направлены на отделение амы (токсинов) из глубоких тканей с целью выведения через естественные каналы экскреции тела. Прежде чем предпринять процесс панчакармы, опытный специалист по Аюрведе должен оценить ваши слабости и определить вашу конституцию и текущий дисбаланс дош, а также то, какие ткани, каналы и органы вовлечены в дисбаланс и требуют внимания. После этого специалист может разработать программу согласно вашим потребностям.





Панчакарма включает три фазы: предварительные процедуры, которые называются пурвакарма; пять основных процедур панчакармы (ваману, насью, виречан, рактамокшану и басти); а также заключительные процедуры, которые называются пасчаткарма. И предварительные, и заключительные (восстановительные) процедуры важны для успеха и стойкого эффекта программ панчакармы.

Процедуры пурвакармы служат для подготовки тела к избавлению от накопленной в нем амы (токсинов). Снехана (промасливание) – первый этап пурвакармы, который состоит из насыщения тела маслами из лекарственных трав: авьянтар снехана, или внутреннее промасливание с помощью ги или целебных масел, помогает разрыхлить аму и вывести ее из более  глубоких тканей в желудочно-кишечный тракт, откуда ее выведут основные процедуры панчакармы. Внешнее промасливание называется абхьянга (или бахья снехана) и состоит из интенсивного массажа с целебными маслами по всему телу. Выбор масел зависит от конкретных потребностей и дисбаланса дош человека.

Когда массаж завершен, производится сведана (буквально «пот»). Главная цель этой процедуры – расширить каналы, чтобы можно было легче вывести аму. Существует несколько процедур сведаны, которые могут также использоваться как дополнительные процедуры во время панчакармы, но две наиболее часто используемые – это нади сведана и башпа сведана. Нади сведана – это местное применение пара с травяными отварами и целебными маслами. Она обычно сосредоточена на конкретных областях тела, таких как больные суставы или мышцы, чтобы увеличить подвижность и устранить боль. При башпа сведане с помощью паровой бани паром равномерно окутывается все тело (за исключением головы). Этот метод используется для дальнейшей детоксикации тела после абхьянги. После него обычно следуют травяные компрессы и припарки, которые называются лепа и предназначены помочь токсинам выйти через поры кожи

Наконец, в пурвакарме используется широдхара. В Аюрведе считается, что глубокое расслабление создает условия, в которых можно победить глубокие дисбалансы, и в таком состоянии легче восстановить гармонию и функциональное единство дош. Широдхара – тонкая и глубокая процедура, которая состоит в выливании теплого масла на лоб пациенту тонким, постоянным потоком. Она успокаивает вата-дошу, охлаждает и питает центральную нервную систему, содействует расслаблению и покою, а также улучшает ясность ума и способность понимать.

Основную идею, лежащую в основе функционирования процедур пурвакармы, можно понять с помощью следующей аналогии. Предположим, вы тщательно намазали маслом кувшин и налили в него мед. Мед не может пристать к стенкам кувшина, потому что ему не позволяют скользкие свойства масла. Поэтому мед можно вылить из кувшина гораздо проще, чем из не смазанного кувшина. Ама имеет те же липкие свойства, что и мед, и поэтому легко выходит из тела после того, как оно тщательно промаслено и расслаблено с помощью процедур пурвакармы.

После того как проведены процедуры снеханы, сведаны и широдхары, ама возвращатся в желудочно-кишечный тракт, и ее можно убрать оттуда с помощью основных процедур панчакармы: ваманы, насьи, виречаны, рактамокшаны и басти. Каждая из этих процедур содействует выводу амы обычными каналами экскреции, двигая ее вперед, назад или через периферию (кожу). Специалисты по Аюрведе оценят дисбалансы и решат, на каких процедурах следует сделать ударение, в зависимости от того, какие доши и органы задействованы, и где в теле находится ама.

Вамана (терапевтическая рвота) и насья (назальное введение целебных масел и травяных срыдств) обычно связаны с капхой; виречана (терапевтическое очищение кишечника) и рактамокшана (терапевтическое кровопускание) связаны с питтой, а басти (терапевтическая клизма) связана с ватой. Поэтому, например, у пациента с дисбалансом капхи или избытком амы в месте капхи, необходимо усилить ваману и насью, чтобы убрать излишек капхи.

панч

Ваману нельзя связывать с тошнотой и болезнью. Подготовка к вамане с помощью трав делает ее мягким и безболезненным процессом, который может восстановить баланс и помочь в случае серьезных нарушений капхи, таких как проблемы с легкими, сахарный диабет и так далее. Насья удаляет аму из носовых проходов, ушей и глаз, а также очищает и открывает каналы головы, улучшая насыщение мозга кислородом.

Вирачана – естественный, вызванный травами процесс очищения кишечника, который в основном очищает тонкий кишечник и органы, связанные с питтой (такие как печень и желчный пузырь), а также устраняет аму и избыток питты в теле, приводя в баланс функции метаболизма. Рактамокшана используется, чтобы убрать избыток связанной с питтой амы из крови для некоторых связанных с кровью и кожей расстройств.

Басти, наверное, самая мощная из всех карм. Она состоит из введения целебных масляных веществ в толстый кишечник для удержания и всасывания всем телом. Ее цель – очищение и омоложение кишечника, так как он связан со всеми остальными органами и тканями тела. Кишечник – важный орган для усвоения питательных веществ; это основное вместилище отходов перед экскрецией; а также это местонахождение вата доши, которая является двигателем всех остальных дош, а значит, и всей физиологической деятельности. Таким образом, поскольку она балансирует и питает вата дошу, басти карма оказывает широкое влияние на тело, а также на доши, каналы и ткани.

Обычные клизмы могут помочь очистить кишечник, но главное отличие состоит в том, что они не питают ткани и убирают лишь то, что присутствует в кишечнике. Клизмы являются временным и локальным средством, а постоянное смывание водой во время процедур на прямой кишке, как утверждает Аюрведа, может ослабить слизистую оболочку и пересушить прямую кишку, что еще больше нарушит функцию выделения ваты. При использовании басти в сочетании с процедурами пурвакармы она не только очищает толстый кишечник, но и помогает питать все ткани и устраняет токсины из всего тела. Другими словами, басти устраняет из всего тела аму, попавшую в толстый кишечник в результате пурвакармы.

Индивидуальные программы панчакармы могут быть короткими, протяженностью всего в одну неделю, и длинными и занимать месяц или, в некоторых случаях, даже больше. В это время клиенту советуют отложить обычные занятия работой и семьей и посвятить себя насколько только можно отдыху, как физическому, так и ментальному. Ему стоит окружить себя теплой, удобной и приятной обстановкой, снизить информацию, поступающую от органов чувств, а также избегать всего, что может вызывать сильные эмоции. Рекомендуется также медитировать и, при желании, делать специальные упражнения йоги. Это важный аспект панчакармы, поскольку это поможет процессу детоксикации пройти на более глубоком уровне.

Также ключом к успешной процедуре является диета, предписанная во время и после лечения. Тяжелая пища препятствует процессу очищения, поэтому рекомендуется есть небольшие количества кичари (питательной и очищающей каши, приготовляемой из маша, риса басмати, целебных специй и очищенного сливочного масла или ги), чтобы дать телу достаточное питание и сохранить его силы, а также чтобы поддержать пищеварительный огонь во время процесса.

Согласно Аюрведе, недостаточно просто воздерживаться от еды, чтобы получить максимальную пользу от программы очищения. На самом деле Аюрведа не одобряет длительные посты, поскольку внезапный выброс амы, которая может наводнить всю систему, если пост длится больше нескольких дней, может оказаться слишком резким и нанести вред тканям, ослабить пищеварение и привести к отдаленным последствиям для здоровья. Кроме того, сам по себе пост не является гарантией того, что накопленные токсины будут устранены. Поэтому панчакарма смазывает и подготавливает тело к выводу амы. Более того, она фокусируется на индивидуальных дисбалансах дош и использует травяные препараты, чтобы поддержать и усилить процесс очищения.

Набор процедур, которые следуют за основными процедурами панчакармы, называется пасчаткарма и имеет целью помочь телу восстановить здоровый метаболизм и иммунитет. Если пренебречь этими завершающими процедурами, пищеварение может не нормализоваться, а выработка амы продолжится. Поэтому после завершения программы рекомендуется продолжать есть легкую питательную пищу, такую как суп из фасоли маш и рис, и постепенно вводить овощи и другие продукты. Рекомендуется медленно и постепенно возвращаться к обычной деятельности и избегать перегрузок нервной системы, поскольку после процедуры тело находится в чувствительном и несколько уязвимом состоянии.

Образ жизни, которого следует придерживаться в это время, чтобы поддержать процедуру, называется диначарья, или распорядок дня. Специалист по Аюрведе может дать конкретные рекомендации по диначарье, а также указания и рекомендации согласно времени года. Он также может предоставить расаяны, которые состоят из травяных и минеральных препаратов с особым омолаживающим воздействием на тело и ум. Расаяны повышают жизненные силы и энергию человека, питают и омолаживают весь организм, а потому являются важной частью процедур панчакармы.

Наконец, стоит упомянуть, что поскольку вата-доша (энергия движения) инициирует и ведет все физиологические движения, включая движения других дош, Аюрведа считает ее главной действующей силой во всех процессах в теле. Поэтому одной из целей панчакармы, а также хорошей профилактической деятельностью в ежедневной жизни, является управление функционированием вата-доши. По этой причине любая из аюрведических процедур, которые здесь упоминаются, за исключением внутреннего промасливания, могут быть использованы по отдельности или в комбинации как программа управления ватой [замечание редактора: известной сегодня как Расаяна Спа-салон].





Написать ответ


− 2 = семь

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>